10.04.2019

Как пробуждать малые города и поселения? Зачем развивать проектное мышление у жителей моногородов? Как собрать и использовать ресурсы добрососедства в крупных городах?

Ответы на эти вопросы искали социологи, общественные активисты, сотрудники и волонтеры НКО и компаний 28 марта в московской Шанинке — там при поддержке ПАО «МТС» и Фонда президентских грантов прошла открытая презентация успешных кейсов. Дискуссию инициировала Ассоциация крупнейших в России благотворительных и донорских организаций «Форум Доноров» — она в течение 2019 года отбирает благотворительные практики, доказавшие эффективность и направленные на поддержку образования, культуры, здравоохранения, экологии, предпринимательства, людей в трудной жизненной ситуации и др., которые впоследствии составят открытую базу данных, «репозиторий». В центре внимания участников в этот раз оказались проекты и программы компаний и фондов, нацеленные на поддержку местных сообществ и региональное развитие.

benchmark

В моногородах бизнес зачастую рассматривается как единственный источник социальных изменений. Реагируя на эту проблему, пять лет назад компания «Норникель», приняла новую благотворительную программу — «Мир новых возможностей». Если раньше компания выделяла точечные пожертвования по запросам и на нужды регионов, то теперь появилась конкурсная, грантовая система распределения средств. Она предназначена, чтобы научить местные сообщества и лидеров городских изменений, сотрудников НКО писать заявки на гранты и готовить инновационные проекты, взрастить пул экспертов на территории (проекты конкурса оценивают федеральные, региональные эксперты и сотрудники компаний). Тематика проектов самая разная: создание общественных пространств, культура, образование, экология, семья и дети и др.
«Социально-конструкторское бюро» — ноу-хау «Норникеля». Это трехдневный интенсив, в 1-й день которого участники малой группы (социальные предприниматели, сотрудники НКО, корпоративные волонтеры) учатся анализировать проблемное поле, находить партнеров и объединять ресурсы; 2й день — обучение социальному проектированию и «упаковка» проекта; 3й день — прямое использование знаний, полученных в течение 72 часов, запуск в городском пространстве конкретных благотворительных и волонтерских акций. Участники предыдущих бюро выступают наставниками «новичков». Стимулирует профессиональные навыки в области проектного мышления и программа тревел-грантов для городских лидеров. В итоге за пять лет активность местных сообществ, в т. ч. молодых людей, в проведении мероприятий серьезно возросла, появляются новые социальные услуги, партнерские проекты, происходит экспорт — заземление на территории — и импорт социальных технологий.

Фонд «СУЭК-регионам» также нашел способ борьбы с иждивенческими настроениями в моногородах — в том числе через Конкурс благоустройства «Лучший двор». В ответ на очередной запрос на строительство детской площадки от администрации города Бородино Фонд решил иначе посмотреть на потребности населения и запустил конкурс идей по организации городского пространства. Его участниками стали жители, объединенные проживанием в одном многоквартирном доме либо общим двором. Конкурс сопровождал целый комплекс городских праздников, спортивная семейная эстафета, презентация «визиток» команд, смотры талантов, выставка рисунков. Лучшие идеи регулярно получают воплощение при поддержке фонда.
Своей главной победой команда фонда считает то, что им удалось привлечь к улучшению внешнего облика придомовых территорий граждан всех возрастов как на этапе разработки идеи, так и после ее воплощения. После завершения конкурса и монтажа спортивно-игровых комплексов жители продолжают благоустройство дворов своими силами: разбивают клумбы, высаживают цветы и саженцы, приводят в порядок подъезды домов — красят и расписывают стены, оформляют их кашпо и зеленью и т. д.

«Поколение М» — флагманский проект социальной платформы МТС, которую компания разработала как ответ на запрос из регионов страны о поддержке детей молодежи и их развития с помощью цифровых технологий. Как лидер рынка МТС активно взаимодействует с сообществами в России, считает важным учитывать особенности и потребности конкретного общества: именно поэтому, например, в Красноярске и Калининграде, работа МТС с местными сообществами будет иметь различные акценты. Экосистема социальных проектов в каждом регионе стремится предложить различные варианты поддержки и участия. Флагман социальной программы МТС — «Поколение М» — открытая онлайн платформа для обучения и творческого развития детей и подростков по более чем 15 различным направлениям (изобразительное искусство, дизайн, кино, анимация, вокал, блоггинг, театральное искусство, робототехника, fashion-дизайн, диджеинг и др.), в рамках которых дети проходят виртуальные мастер-классы и онлайн-состязания, за которые получают совершенно уникальные реальные призы (возможность выступать на одной сцене с признанными профессионалами, стажировки в ведущих творческих объединениях, персональные выставки в лучших галереях, производство своих модных коллекций). Побочный эффект проекта — развитие инновационных инструментов благотворительности: МТС «оцифровали» все действия на портале, и «цифровые баллы», полученные за активность каждого участника, переводятся компанией на благотворительную помощь детям с тяжелыми заболеваниями.
В 2017 году компания запустила дополнительную программу помощи локальным сообществам, в основе которой лежит теория «малых дел»: МТС завоевывает доверие аудитории через помощь в реализации несистемных, стихийных, но востребованных в малых региональных сообщества инициатив. Волонтеры компании ищут подобные кейсы через социальные сети. Только за 2018 год компания помогла реализовать 380 микро-проектов в регионах РФ.

Социально-образовательная программа РУСАЛа «Школа городских изменений» была разработана и осуществляется с 2015 года после глубокого исследования компетентностных потребностей жителей регионов присутствия. В результате наиболее востребованными у активной, преобразующей части горожан оказались: анализ выявления социальных проблем, технологии изменений городской среды и урбанистического развития, навыки работы с волонтерами и создания местных сообществ, поиск новых источников ресурсов, развитие креативного и проектного мышления. Среди активностей Школы городских изменений: слеты лидеров городских изменений, городские фестивали, дистанционные лекции и мастер-классы (база видео-кейсов лидеров городских инициатив), проектный офис для победителей грантовых конкурсов, тренинги личностного роста, профилактики эмоционального выгорания, форсайт-сессии для волонтеров, акселератор предпринимательских проектов, мастерские по разработке концепций развития общественных пространств и др. Цель этих мероприятий — находить и развивать общественных лидеров и повышать качество и устойчивость социальных проектов в регионах присутствия.

Фонд КАФ является одним из родоначальников идеи становления местных сообществ в России. Сегодня профильная программа фонда носит название «Развитие местной филантропии». По данным исследования Фонда КАФ 2017 г., 70% из всех фондов местных сообществ (ФМС) расположены в отдаленных территориях, и тренд последних 15–20 лет заключается как раз в переходе центров развития филантропии из крупных городов преимущественно в сельские поселения. Самый маленький ФМС расположен в селе Пряжа Республики Карелия, в котором проживает 3500 человек.
КАФ реализует для ФМС школы по передаче новых благотворительных технологий, реализует грантовые программы, помогает привлекать партнеров, проводить оценку программ и др. Через конкурсный механизм КАФ поддерживает старт-апы, проекты, направленные на создание альянсов, воспитание экспертных групп.
Основное отличие фондов местных сообществ в том, что они не ожидают ресурсов от внешних источников, крупных компаний и не зависят от них, а потому могут реализовывать именно те проекты, которые интересны для этой территории и ее жителей. Но куда большей ценностью обладает то свойство ФМС, благодаря которому он позволяет не только находить и аккумулировать ресурсы на развитие территории, но и выстраивать доверие и прочные социальные связи в конкретной локации.

Один из поддержанных Фондом КАФ проектов — «Социальный паспорт территории». Фонд поддержки социальных инициатив «Содействие» и НП «Альянс ФМС Пермского края» с 2012 года используют его как инструмент борьбы с недостатком информации о локальных социальных проблемах и имеющихся ресурсах территорий.
Паспорт состоит из 1) карты наиболее острых проблем и удовлетворенности уровнем жизни (на основании массового опроса, в каждом из которых участвуют не менее 350 чел.), 2) карты социальной активности территории (какие проблемы готовы решать конкретные группы людей). Благодаря этим исследованиям жителям при помощи экспертов удается разрабатывать целые стратегии развития муниципальных образований, выделять приоритетные проблемы на территории и разрабатывать пути их решения с привлечением местных ресурсов — общественного потенциала самих жителей. В исследовании, интервьюировании принимают участие волонтеры, поэтому оно выступает формой открытого диалога, позволяющего обеспечить конструктивную обратную связь от жителей территории.

Программа «Активное долголетие» Фонда «Добрый город Петербург» реализуется с 2015 года в Красносельском районе города в партнерстве с компанией ООО «Дж. Т. И. Россия».
Изначально целью программы было улучшение качества жизни пожилого поколения, однако после проведенной оценки воздействия программы стало понятно, что программа нацелена на формирование местных сообществ через работу с аудиторией возраста 55+. Также удалось осознать ее экономическую эффективность и выделить уникальные черты, сформировать кейс, который можно тиражировать в других районах города и в других регионах.
Сегодня программа расширяет представления горожан о доступном досуге, развитии, обучении и построена по «принципу воронки»: — это доступные лекции и концерты, вечера встреч, кинолекторий — здесь широкий охват аудитории, но наименьшая вовлечённость участников в подготовку мероприятия. И соседские события, поездки и проекты, которые реализуются самими пожилыми активистами при содействии Фонда — здесь охват уже меньше, но вовлечение в подготовку гораздо выше. Сильная сторона программы — включение самых разнообразных партнеров: компания ООО «Дж. Т. И. Россия», городских НКО и сообществ, местный малый бизнес, муниципальные образований района, администрация района, библиотечная сеть, инфраструктура района.
В итоге к 2019 году в программу включились 8% пожилого населения Красносельского района — а это более 25000 чел.

Подробнее познакомиться с этими и другими кейсами можно будет в ближайшее время: на сайте Форума Доноров http://www.donorsforum.ru/projects/repozitory/ будет опубликован список кейсов по направлениям, а также график презентационных сессий по другим темам.


Другие новости